Качественные исследования

Фокус-группы предназначены для выявления чувств, представлений и мыслей потребителей о конкретном продукте, услуге или решении. Другими словами, данный метод позволяет ответить на вопрос «Почему?».

С помощью фокус-групп можно решить следующие задачи:

  • Разработка идей для нового продукта или рекламы
  • Выбор оптимальных вариантов упаковки
  • Выбор оптимальной концепции рекламы / марки
  • Определение мотивов покупки продукта / услуги
  • Выявление ценностной ориентации и структуры потребностей
  • Исследование особенностей потребительского поведения целевой группы
  • И многие другие.

Для проведения фокус-групп у нас есть:

  • Специальное помещение с большим столом, за которым с комфортом размещаются до 10 участников
  • Оборудование для видео- и аудиозаписи, а также вспомогательное оборудование (флип-чарт, ноутбук, проектор, экран, планшеты)
  • Комната для наблюдателей, оборудованная односторонним зеркалом (зеркалом Гезелла) и телевизором для наблюдения за ходом группы в реальном времени и внесения корректировок в сценарий по ходу группы (при необходимости)
  • Профессиональный модератор-аналитик с ученой степенью (кандидат наук), а также возможность привлекать дополнительных модераторов обоих полов (в зависимости от тематики исследования)
  • Штат опытных рекрутеров в Минске, областных центрах и крупных городах Беларуси
  • Опытные транскриберы для расшифровки видео- и аудиозаписей
  • База респондентов для отбора участников по различной тематике (когда это применимо)

Глубинное интервью как метод качественных исследований – это личная беседа интервьюера с респондентом, главным отличием которого от обычного интервью как метода количественного исследования является отсутствие  структурированной анкеты. Глубинное интервью позволяет выяснить мнения, привычки, убеждения, склонности и скрытые ассоциации респондентов.

С помощью глубинных интервью можно решить более сложные задачи, чем при помощи фокус-групп, а именно:

  • Обсудить конфиденциальные, личные, интимные или имеющие отношение к социальным нормам вопросы, на которые респондент в ходе группового интервью честно не ответит
  • Узнать мотивы поведения человека при совершении крупных покупок, таких, как автомобиль или дом
  • Проинтервьюировать малочисленную и труднодоступную группу людей, которых сложно/невозможно собрать в одном месте в одно время (например, представителей бизнес-элиты)
  • Опросить профессионалов или специалистов в какой-либо области
  • Услышать мнение конкурентов (в присутствии группы других людей подобный респондент будет зажат и неоткровенен)

Проведение глубинного интервью возможно в любом удобном для респондента и интервьюера тихом месте: в нашем офисе, дома у респондента, на рабочем месте респондента, в кафе и т.п.

Также мы практикуем проведение глубинных интервью с труднодоступными респондентами (по причинам занятости, территориальной удаленности и т.д.) с использованием современных методов связи (Skype, Viber и т.п.), которые позволяют интервьюеру и респонденту видеть друг друга и вести автоматическую аудиозапись.

Тайный покупатель (Mystery shopping) — метод маркетинговых исследований, предполагающий оценку качества обслуживания с помощью специалистов, выступающих в роли подставных, «Таинственных Покупателей». Этот метод позволяет рассмотреть работу персонала с точки зрения потребителя и своевременно принять меры для улучшения качества обслуживания. Преимущество данного метода — секретность и неожиданность проверки.

Что можно оценивать с помощью Mystery shopping:

  • Работу диспетчерской службы по телефону
  • Внешний вид и манеры персонала
  • Навыки продаж
  • Поведение персонала в конфликтной ситуации
  • Компетентность продавцов в знании товара
  • Соблюдение корпоративных стандартов обслуживания
  • Внешнюю организацию торговой точки — наружную рекламу, удобство нахождения

Mystery shopping выполняется посредством визита, звонка, сообщения в мессенджере или электронного письма. Могут использоваться скрытая диктофонная запись разговора, а также фотосъемка. По результатам визита, звонка, письма и т.п. Таинственный Покупатель как правило заполняет анкету/чек-лист.

Домашний визит используется для получения полной картины бытового потребления исследуемого продукта или категории. Интервью с элементами наблюдения организуется у респондента дома в комфортных для него условиях, что позволяет не только получить глубинную информацию о домашнем потреблении интересующего продукта, но и понаблюдать за стилем жизни и поведением представителя целевой аудитории в «естественных для него условиях». Для получения наиболее полной информации в рамках домашнего визита часто проводится фото и видео съемка.

Метод применяется для:

  • Выявления инсайтов использования/потребления «домашних» категорий товаров
  • Изучения стиля жизни и этнографических особенностей целевой группы

Наиболее популярными категориями для изучения в ходе домашних визитов являются машины, бытовая техника, компьютеры, парфюмерия и косметика, детское питание, продукты личной гигиены.

Сопровождаемая покупка (Shop along) – метод, сочетающий в себе глубинное интервью и наблюдение за поведением покупателя, позволяет получить максимально целостную картину покупательской модели поведения, а также восприятия продукта, категории и самого магазина/сети непосредственно в точке продаж.

Метод применяется для:

  • Изучения процесса принятия решения и поведения покупателя в точке продаж
  • Исследования отношения к тестируемому продукту/марке/упаковке в условиях реальной выкладки
  • Исследования восприятия различных видов рекламы и коммуникации в точке продаж
  • Оценки привлекательности самой точки продаж по различным параметрам